Дебаты «Адаптировать нельзя понять!» и другие вопросы использования художественных текстов в языковом учебном процессе
Дата проведения: 24 мая
Время проведения: 16.30-18.00
Формат мероприятия: Институт Пушкина, Диссертационный зал, 1 этаж
Методика преподавания русского языка как иностранного литературоцентрична. Тексты произведений русской художественной литературы присутствуют на уроках русского языка в иностранной аудитории, начиная с первого Учебника русского языка для иностранных студентов, одним из авторов которого был В.Г. Костомаров, и до сегодняшнего дня. Художественные тексты используются для решения различных учебных задач и достижения целей практического курса РКИ.
Однако, несмотря на такую долгую историю вопроса, преподаватели РКИ так и не договорились о том, ЗАЧЕМ, ЧТО и КАК читать на уроке.
Состоялось обсуждение комплекса возможных вопросов, один из которых вынесен в название мероприятия «Адаптировать нельзя понять?». Каждый - как Принцесса из известной сказки С.Я. Маршака, юбиляра этого года - может поставить запятую там, где хочет, и… объяснить своё решение.
Вопросы для обсуждения:
ЗАЧЕМ читаем: какие учебные задачи решаем, каких целей хотим достичь;
ЧТО читаем и ПОЧЕМУ: художественное произведение или художественный текст; стихи, прозу…; классику или современных авторов; оригинальные (написанные на русском языке) или переводные; тексты в отрывках/ сокращенные/цельные; аутентичные или адаптированные; есть ли табу в использовании текстов и какой текст обязательно надо взять на урок;
- КАК читаем: домашнее и/или аудиторное чтение; комментированное чтение; параллельные тексты на русском и родном языках; нужна ли предтекстовая работа и зачем и др.
Эксперты
Лешутина Ирина Анатольевна – модератор дискуссии. Профессор кафедры методики преподавания РКИ, заместитель декана филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
Кулибина Наталья Владимировна – Начальник методического отдела по русскому языку департамента цифровых образовательных технологий Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
Петривняя Елена Капитоновна – Заведующая кафедрой детской литературы и продвижения чтения Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
Виноградова Наталия Владимировна – Ведущий специалист методического отдела по русскому языку департамента цифровых образовательных технологий Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
Залетаева Елена Эрнестовна – Ведущий программист отдела электронного контента и мультимедиапроектов департамента цифровых образовательных технологий Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина